Общие сведения о системах защиты от краж.
По принципу действия противокражные системы основаны на приеме и передаче электромагнитных волн и по используемой частоте колебаний подразделяются на три основных типа - использующие для передачи сигнала от метки к антенне частоты в диапазоне радиоволн, обычные частоты электромагнитного спектра и волны, близкие к акустическому (звуковому) диапазону. Все они имеют весьма широкий спектр применения, однако в каждом конкретном случае необходимо анализировать ряд параметров для того, чтобы определить, какой вид оборудования оптимален для магазина - ведь каждый тип систем имеет и сильные и слабые стороны. Так, обычно при выборе подобной системы, помимо це-ны, необходимо учитывать следующие характеристики:
- совместимость защитной этикетки и датчиков с различными видами товаров;
- необходимость использования многоразовых датчиков;
- ширина защищаемого прохода или количество кассовых проходов;
- уровень помех в месте установки систем;
- стоимость системы и деактиваторов;
- надежность системы в эксплуатации;
- коэффициент срабатывания при проносе защитной этикетки через створ ворот;
- степень экранируемости металлом и телом человека;
- наличие ложных срабатываний;
- стоимость расходных материалов (одноразовых защитных этикеток).
Варианты установки систем
I Антенны в виде вертикальных стоек устанавливаются на входе/выходе магазина - это один из самых доступных и дешевых способов защиты магазина, имеющего несколько кассовых аппаратов. Если рядом с антенной проходит товар с активной электромагнитной меткой, то система подает звуковой сигнал. Устройства, называемые деактиваторами этикеток, устанавливаются на кассах, они имеют невысокую стоимость и могут работать автономно. Метки на товаре, который проходит через кассовый узел, деактивируются и не дают сигнала при прохождении мимо антенн.
II Другим вариантом защиты является установка антенн рядом с проходами на кассовом узле магазина. В этом случае оплаченный товар кассир направляет так, что тот минует антенное пространство, а покупатель проходит непосредственно между антеннами. Если он при этом <забывчиво> проносит с собой товар с меткой, то система подает звуковой сигнал и охрана имеет возможность своевременно вмешаться, а покупатель - произвести доплату. Такое расположение антенн дает возможность кассиру увеличить скорость обслуживания, так как он не тратит время на поиски и деактивацию меток. Кроме того, в данном варианте отпадает необходимость и в самих деактиваторах, и в деактивируемых метках, что поможет сэкономить некоторую сумму не только на деактиваторах, но и на метках (стоимость недеактивируемых меток ниже, чем деактивируемых).
Радиочастотные системы
Эти устройства сами по себе отличаются относительно невысо-кой ценой. И в большинстве случаев используются в супермаркетах, магазинах одежды, бутиках, спорттовары, книги, аудио-видео-CD и пр. Здесь наиболее рациональным следует признать применение жестких съемных меток. Они используются многократно и имеют высокую вероятность срабатывания, что повышает надежность и устойчивость работы радиочастотных систем (это важно для магазинов с дорогими товарами, где вынос даже одного изделия наносит заметный ущерб). Для супермаркетов выгодно использование многоразовых бутылочных датчиков, которые применяются для защиты алкогольной продукции.
При установки систем на выходе и использовании одноразовых этикеток, следует учесть, что деактиваторы для них бывают довольно дороги, поэтому такие системы выгодно применять со съемными метками, которые не требуют деактивации, либо использовать в торговых предприятиях, где не более 1-3 кассовых точек (именно здесь располагаются деактивирующие устройства) или устанавливать системы на кассовых проходах. Этикетки, как правило, имеют размер 4х4 см и бывают белыми или с ложным штрих кодом.
В последних моделях радиочастотных систем, применен процессор цифровой обработки сигнала с автоматическим подключением фильтров при превышении допустимого уровня помех. Это помогает при необходимости <отстраивать> системы от помех и фонового радиошума и делает их значительно более надежными в процессе эксплуатации, чем предыдущие модели с аналоговой обработкой сигнала.
Электромагнитные антикражные системы
Электромагнитные системы лучше приспособлены для защиты товаров в торговых предприятиях с большим товарооборотом - супер- и гипермаркетах различной специализации (продовольственных, хозяйственных), магазинах парфюмерии, книги, аптеках, CD-дисках и т.д.
Эти системы рассчитаны в первую очередь на использование дешевых самоклеющихся меток. А основным требованием к системе защиты от хищений в таких торговых предприятиях является стоимость и внешний вид метки. В супермаркете с интенсивным товарооборотом, даже учитывая оптимальный процент маркируемого товара (обычно защищается около 30% - сопутствующие товары высокой стоимости и/или дорогие продукты, вина), метки являются основной статьей расходов для систем защиты от краж.
Кроме этого фактора на выбор типа систем большое влияние оказывает внешний вид метки. Малозаметные, практически невидимые метки значительно повышают эффективность применения противокражной системы, причем они способны срабатывать даже при поврежденной этикетке. Бывают также метки, которые выглядят как бумажная этикетка, на которой можно напечатать цену и другую информацию о товаре. Кроме того, они могут наклеиваться на металлизированные поверхности, что важно в торговле продовольственными товарами (радиочастотные метки не функционируют на металлизированных поверхностях). Большое разнообразие защитных меток позволяет чередовать используемые типы этикеток и не возникает эффекта <привыкания>.
Акустомагнитные системы
Используются для защиты дорогого товара в эксклюзивных бутиках, магазинах спортивных товаров, бытовой техники, парфюмерии и косметики.
Запатентованная акустомагнитная технология - это самое надежное средство защиты товара от краж.
Помимо высокого коэффициента срабатывания, они отличаются самой высокой вероятностью обнаружения (более 95%) и высокой помехоустойчивостью. Диапазон, в котором работают эти системы, меньше остальных подвержен электромагнитным шумам и другим помехам, поэтому они обычно имеют меньше ложных срабатываний.
Метки, применяемые в акустомагнитных системах, также бывают съемные многоразовые и несъемные, которые необходимо деактивировать.
Вся электроника находиться в корпусе системы. Нет выносного блока, в отличие от систем других технологий. Благодаря превосходным характеристикам, большой ширине защищаемого прохода, а так же возможного применения не только антенных стоек, но и <рэнжер-антенн>, навешивающихся на стены, эти системы используются во многих торговых сетях и магазинах, которые перешли на прогрессивный метод торговли - <самообслуживание>.