Чарльз Франклин Кеттеринг (1876-1958)
изобретатель первой контрольно-кассовой машины
Продолжая серию публикаций об истории кассового аппарата, мы не можем не рассказать еще об одном замечательном человеке, который внес поистине
неоценимый вклад в развитие кассовой техники. Это Чарльз Франклин Кеттеринг - самоучка, гениальный изобретатель, инженер, индустриальный новатор
и один из самых выдающихся американцев ХХ столетия.
В 1904 году руководителем фабрики NCR Эдвардом А. Дидзом был принят на работу молодой человек в очках, инженер-электрик, выпускник университета
штата Огайо, представивший рекомендацию своего бывшего университетского профессора. Чарльз Кеттеринг обладал талантом ремонтника, <мастера на
все руки>, как он сам это называл, и поступил в один из отделов изобретений компании NCR.
Кеттеринг родился на ферме в г. Лаудонвилль, штат Огайо, в 1876 году, а к тому времени как он получил должность в компании NCR, ему уже покорились
кое-какие вершины в науке. Закончив среднюю школу, Чарльз получил место учителя в местной начальной школе, но все его мысли были сосредоточены
на поступлении в колледж.
Летом 1896 года он поступил в Вустерский колледж. Последствием долгих часов, проведенных за книгами, стало заметное ухудшение зрения, что заставило
молодого человека отказаться на время от продолжения учебы и вернуться к преподаванию. В 1898 году Кеттеринг поступил в университет, но вскоре был
вынужден вновь оставить учебу по той же причине. В последующие два года он проработал монтажником в телефонной компании, а затем вернулся в университет,
который и закончил в 1904 году, получив специальность инженера электрика.
Именно благодаря опыту, приобретенному Кетте рингом в телефонной компании, первой
известной его разработкой стала система
Чарльз Кеттеринг за работой офис, а затем по телефону получал утвердительный или отрицательный ответ. Таким образом, необходимость
в вызове менеджера в кассовый зал отпадала.
В своем следующем крупном проекте Кеттеринг осуществил то, что многие считали практически невозможным, - сделал кассовый аппарат электри ческим.
Как мы помним, первые кассы требовали от кассиров <ручного завода> - регистрация продажи производилась
после вращения специальной ручки. Руководитель молодого ученого, Э. Дидз, настаивал на том, что способ электрификации должен существовать, даже несмотря
на то что, по мнению большинства <сведущих людей>, для реализации замысла потребовался бы мотор величиной с сам кассовый аппарат.
Руководствуясь привычным для себя подходом к рассмотрению любой проблемы, то есть начав с чистого
листа, Кеттеринг и его команда вскоре поняли, что ключевой силой здесь выступал вращающий момент. Тут был
необходим быстрый и короткий силовой импульс, который заставил бы работать внутренний механизм аппарата.
Решением стали простейший механический рычаг сцепления и небольшой
элек тромотор, работающий только в момент вывода итоговой суммы, и уже
к 1906 году фирма была завалена заказами на новый кассовый аппарат <без
ручки>.
Не остановившись на достигнутом, инженер вскоре спроектировал и собрал
новую, полностью переработанную бюджетную модель кассового аппарата Class
1000, которая с тех пор с минимальными изменениями в конструкции производилась
на протяжении более 40 лет. Также он навсегда изменил подход, который
инженеры NCR применяли при рассмотрении любых технических во просов.
Теперь проводились тщательные исследования и конструкторская проработка,
что позволило компании быстрее налаживать технологический процесс при
внедрении новой продукции.
В 1909 году изобретатель покинул компанию, чтобы полностью посвятить
себя автомобильной промышленности. Работая с Дидзом и другими коллегами,
он спроектировал первый автоматический автомобильный стартер, открывая
путь на рынок персональному автомобилю. Сотрудничество с Дидзом привело
к основанию Компании инженерных лабораторий Дейтона (Delco), которая
к 1916 году вошла в состав корпорации <Юнайтед моторс>, позже преобразованной
в <Дженерал моторс>. Здесь Кеттеринг руководил исследовательским
отделом, а с 1920 по 1947 год был вице-президентом и членом совета директоров
корпорации. В числе разработок и изобретений, сделанных в эти годы с его участием,
- тетраэтилсвинец (который дал возможность получить высокооктановые
бензины и создать двигатели с высокой компрессией), стойкие, быстросохнущие
краски для автомобилей, нетоксичный и негорючий хладагент фреон, портативный
электрогенератор для использования на фермах, приспособления для
уменьшения вибрации двигателя, усовершенствованный дизельный двигатель
для грузовиков, поездов и подводных лодок, система зажигания для авиационного
двигателя
В 1914 году Кеттеринг стал сооснователем Инженерного клуба города
Дейтона, а в 1919-м занял пост президента Общества автопромышленных
инженеров.
Человек, обладающий особым чувством гуманизма и сострадания, Кеттеринг
участвовал в основании Института исследования рака Слоана-Кеттеринга,
который и сегодня является одним из крупнейших мировых центров борьбы
с этим заболеванием.
В 1927 году им был основан Фонд Кеттеринга - организация, занимающаяся
научными исследованиями в области образования, международных отношений
и демократии. Он также занимал посты директора Национального института
патентной экспертизы и Национального совета изобретателей, председателя
Национального географического общества и президента Фонда Т. Эдисона.
Инвестор, филантроп, ученый, учитель и бизнесмен, Кеттеринг с триумфом
вернулся в NCR в 1936 году, после того как был избран членом совета директоров
компании. По признанию многих современников, даже после 25 лет отсутствия
Чарльза Кеттеринга влияние его разработок, более чем чьих-либо других, ощущалось
в продукции компании.
Имя Чарльза Кеттеринга носит пригород Дейтона, а его изобретения до сих
пор используются в транспортной и кассовой индустриях по всему миру. Что бы
ни делал этот замечательный человек, он всегда смотрел в будущее.
"Мы никогда не должны забывать о будущем, потому что именно там
нам суждено провести остаток своей жизни." - Чарльз Франклин Кеттеринг
Перевод с английского: Александр Кузьмин
Часть материала предоставлена Интернет-проектом
<Исторический сайт компании NCR UK>
http://www.ncr.org.uk