Сканеры штрих-кода
По мере развития массового производства и розничной торговли увеличивался и ассортимент выпускаемых и продаваемых товаров. Уже в середине XX века в крупных супермаркетах можно было насчитать десятки тысяч наименований товаров, и для их ручной маркировки и учета требовалось очень много времени.
Первый шаг был сделан в 1948 году. Бернард Сильвер, студент-дипломник Технологического института Дрекселя в Филадельфии, краем уха услышал в коридоре разговор между деканом и директором одной из розничных сетей, который жаловался на отсутствие автоматизации на кассах. Проблема захватила Сильвера, и вместе со своим другом Норманом Вудландом, студентом того же института, они занялись поиском решения. Перепробовав несколько идей, среди которых была печать ярлыков флюоресцентными красками (которые смазывались, были недешевы и к тому же быстро "выцветали"), а также маркировка товаров с помощью азбуки Брайля, изобретатели после нескольких месяцев работы решили остановиться на азбуке Морзе. Вудланд предложил лишь растянуть точки и тире в полосы, чтобы уменьшить вероятность ошибок при чтении, а чтобы можно было читать код с любых направлений, полоску преобразовали в систему концентрических окружностей. Для чтения планировалось применить оптическую систему, которая использовалась при озвучивании звуковой дорожки кинопленки. В 1952 году изобретатели создали первый «сканер» размером со стол, укутанный плотной клеенкой для предотвращения паразитной засветки, в котором в качестве сенсора использовался фотоумножитель RCA 935 от кинопроектора. Подключив к сканеру осциллограф и пронося мимо сенсора ярлык с кодом, изобретатели увидели на экране чередование всплесков.
Бумажка с кодом под действием тепла, выделяемого мощной 500-Вт лампой накаливания, начала тлеть, но все равно это был успех. Правда, применить систему в торговле в 1952 году было невозможно. Изобретение Сильвера и Вудланда опередило свое время на полтора десятка лет.
Дальнейшее развитие изобретение получило в 1961 году, когда на железной дороге Boston and Maine Railroad началось тестирование системы маркировки вагонов KarTrak, созданной Дэвидом Коллинзом. Код представлял собой чередующиеся желтые и синие светоотражающие полосы нанесенные на борта вагонов и содержал в себе десять цифр, шесть из которых служили для идентификации компании-владельца, а еще четыре — номера вагона. Большие размеры и высокое энергопотребление сканера не являлись препятствием для применения на железной дороге.
Начиная с 1966 года компания RCA проводила различные опыты со штрих-кодом в виде концентрических окружностей, но успехом они не завершились, поскольку этот штрих-код неизменно проигрывал обычному линейному в надежности считывания.
Точка в экспериментах была поставлена 3-го апреля 1973 года, когда съезд владельцев торговых сетей США принял линейный штрих-код Universal Product Code (UPC), предложенный компанией IBM, в качестве нового стандарта маркировки товаров. В настоящее время органами, занимающимися стандартизацией штрих кодов, являются UCC (Uniform Code Council) в США и EAN (European Article Numbering) в Европе.В 1990 г. EAN и UCC подписали соглашение о совместном контроле над стандартами штрих-кодов.
За этот период устройства для считывания штрих-кода претерпели немало изменений и в конечном итоге эволюционировали в несколько видов, различающихся по устройству считывающего элемента, типу исполнения и по типу считываемого штрих кода.
По устройству считывающего элемента:
• светодиодные (CCD) — используют светодиоды в качестве источника света. В силу значительного рассеивания луча и невысокой разрешающей способности матрицы расстояние считывания, как правило, не превышает трех сантиметров;
• лазерные — лазерный диод в качестве источника света. Световой луч развертывается подобно лучу в лучевой трубке кинескопа качающимся или вращающимся зеркалом. Расстояние считывания может достигать нескольких метров;
• image — являются разновидностью светодиодных сканеров. Оснащены CCD-матрицей высокого разрешения. Image-сканеры "фотографируют" весь образ кода целиком и в силу этого могут читать даже повреждённые или потёртые штрих-коды.
По типу исполнения:
• перьевые — малогабаритные сканеры, использующие маломощный источник света, для считывания необходим непосредственный контакт со штрих кодом;
• ручные — переносные сканеры, проводные и беспроводные;
• стационарные — устанавливаются вертикально на стойке (вертикальные проекционные), либо встраиваются в стол (встраиваемые);
• комбинированные — ручной сканер, устанавливаемый на подставке. Большую часть времени работает как стационарный, в случае необходимости идентифицировать габаритный товар снимается с подставки и подносится непосредственно к штрих-коду.
По типу считываемого штрих кода:
• линейные — считывают только линейные коды;
• двумерные — поддерживают как линейные, так и двумерные штрих-коды;
• трехмерные Direct Part Marking (DPM).